Герб
Администрация сельского поселения
Бузовьязовский сельсовет
муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
Контакты
Телефоны
Прочие контакты
Фактический адрес
453003 РБ Кармаскалинский район, с.Бузовьязы, ул.Советская, д.5
Юридический адрес
453003 РБ Кармаскалинский район, с.Бузовьязы, ул.Советская, д.5

История

История села Бузовьязы

В 2015 году исполняется 257  лет села Бузовьязы

Официально начало села считается с 1757 года. В архивах сохранилась договорная запись о пропуске мишарей башкирами от 2 марта 1757 года. Припускали мишарей жители деревни Мрясово (ныне Старомрясово Давлекановского района). Деревня была основана на земле Уршак – Минской волости Стерлитамакского уезда. От имени вотчинников волости их доверенный Ретька Зимбетов дал эту запись служивым мещерякам (мишарам) Муслюму Канбекову, Бакиру Бикметову, Абдику Каннбекову с товарищами, где было записано, что им разрешено поселиться на старинных крепостных празднолежащих землях двенадцатью дворами, жить, землю пахать, сено косить и лес рубить и т.д. Земля была дана на 20 лет, а в 1761 году был заключен новый договор сроком на 50 лет с уплатой оброка в год по 20 коп. со двора. На договоре подписи сотника и 77 башкир с волостной печатью. Вотчинники обязались через 50 лет отдать землю новоселам по надлежащей цене.

Темпы роса численности населения были высокие. В 1795 году было в 60 домах 322 жителя, в 1859 году (через 100 лет со дня основания) в 212 дворах 1490 чел, в 1902 году в 460 домах 2508 чел., и в 1920 году в 957 домах 3748 человек.

Сначала деревня называлась Муслюмово в честь первооснователя, а потом-от гидронима, названия речки-Бозауязы (Бузовьязы) – Бозаяз.

Первые годы истории села связаны с именем известного повстанца, сподвижника Пугачева Канзафара Усаева 1738 года Рождения, уроженец с.Чекмагушево, Канзафар Усаев после завершения учебы в медресе был направлен муллой в Бозаяз, а потом был назначен сотником. С началом Пугачевского восстания, будучи направлен во главе сотни против Пугачева под Оренбург он примкнул к восставшим. После подавления восстания он был пойман и заключен в крепость – порт на Балтийском море – Рочервик, где умер в 1804 году, сидел там вместе с Салаватом и его отцом Юлаем, похоронили их: Юлая в 1798г. И Салавата в 1800 году.

Жители занимались земледелием, животноводством, помыслами, торговлей, еще – извозом, т.е. перевозкой разных грузов из Уфы в Оренбург и обратно. Этому помогло то, что дорога Уфа-Оренбург проходила через село. Так старательные жители села подкрепляли свое экономическое состояние.

Землей пользовались «общинно», каждому хозяйству с учетом только членов семьи мужского пола отводили земельные участки – «паи», распределяя раз за несколько лет. У каждого хозяина земельный участок был на нескольких местах – в основном на 3-х местах трехполья: пар, рожь, яровые.

В 30-х годах началась коллективизация. Первый раз в 1929 году почти всех поголовно записали в колхоз. Но потом его распустили и вновь, только по письменным заявлениям, стали принимать в новые колхозы. В селе образовались 2 колхоза: «1-Бозаяз» и «Урняк».

Немного о том периоде, когда село Бозаяз было центром Бузовьязовского района. Район был образован в 1935 году и существовал до 1956 года. В его состав было 18 сельских советов 61 колхоз население около 30 тысяч человек, живущих в более 100 населенных пунктах.

Несколько слов по истории просвещения, духовной жизни жителей села. Было 5 мечетей и медресе. В селе была открыта в 1902 году русско-татарская школа, потом она стала ШКМ (школа крестьянской молодежи), потом до 1938 года НСШ (неполная средняя школа), а с 1938 года средней школой, первый ее выпуск (10 классников) состоялся в 1940 году.

В настоящее время для учащихся в средней школе созданы хорошие условия: здание отапливается газом, классы светлые, просторные, имеется хороший спортивный зал.

Еще надо отметить, что наше село, как крупный населенный пункт, особенно в годы образования новых поселков (1918-25 годы), выделило новые населенные пункты: Бузовьязбаш, Кушкуль, Булякаево, Якты-Куль, Кызыл Яр, партизан (последние 2 – скоро исчезли). И в настоящее время эти поселки, деревни живут полнокровной жизнью, там живут потомки наших селян.